Детские рисунки: о чем они говорят

semya3

Многие дети любят рисовать. На всех их рисунках, даже на тех, которые родителям кажутся неудачными, проявляются их мысли, чувства и наблюдения, все, что происходит у них в душе, и что они не могут рассказать взрослым.

Детский рисунок следует воспринимать не как искусство, а как аналог речи, ведь в силу возраста малыш многое не может выразить словами. На таких изображениях наглядно отражена сфера интересов художника. В раннем возрасте, до 3 лет, рисунки заполнены черточками, линиями и кругами. Пока это только эксперименты, созданные без предварительного замысла: их содержание придумывает сам малыш, когда рисунок уже окончен.

Позже, у изображения появляется предварительный замысел, а человек на нем находится в центре внимания. С этого времени рисунки становятся точными и достоверными источниками информации. Проблема в том, что ее порой бывает сложно расшифровать. Лучше всего это сможет сделать квалифицированный психолог, но и внимательному родителю эта задача тоже под силу. По творению малыша можно оценить его настроение и скрытые проблемы.

Для начала следует дать ребенку задание — сделать рисунок его семьи. Причем, желательно, чтобы каждый член семьи в это время был занят своим делом. Пока он рисует, не стоит его поторапливать или высказывать комментарии к его рисунку.

После окончания стоит уточнить, кто на нем нарисован и что он делает. В зависимости от возраста на рисунках будет больше или меньше деталей и подробностей. Так, на творениях трехлетних детей люди будут выглядеть как овал с ножками, а четырех-пятилетних — это уже два овала, у которых есть полки на месте рук и ног, шестилетние добавляют черты лица и пальцы, семилетние – прическу и одежду.

Изучая рисунок малыша, стоит в первую очередь обратить внимание на те эмоции, которые он у вас вызывает. Попробуйте подобрать к нему описание, например, светлое, яркое, гармоничное, или темное, неспокойное, грустное, беспорядочное. Возможно эти же слова опишут и то состояние, в котором находится ваш ребенок.

Если вам трудно самому посмотреть на рисунок со стороны, возможно, стоит обменяться рисунками детей с другими родителями. Собрав несколько мнений со стороны, вы получите достаточно объективную картину. Для анализа лучше изучить несколько изображений, так как один грустный образец может быть признаком, что ребенка один раз обидели, а не того, что он все время чем-то недоволен.

Далее стоит обратить внимание на структуру изображенной на рисунке семьи и на то, насколько ее состав совпадает с реальным. Важно, в какой последовательности рисуются члены семьи, какого она размера и как они взаимно расположены.

Первым и самым большим дети рисуют того члена семьи, который в их глазах имеет наибольшую значимость. Самих себя помещают рядом с тем, кто пользуется их наибольшей привязанностью. Дальше всех от них удален тот, кто ребенку несимпатичен. Также отсутствует у них симпатия к тем, кто нарисован в профиль или со спины.

Для детей важно то, что они переживают прямо сейчас, поэтому, если ребенка недавно кто-то обидел, то этот человек может отсутствовать на рисунке, например, отец, если он не уделяет ребенку внимания и грубит, или сестра, которую ребенок считает виновной в уменьшении внимания родителей. Такие изменения говорят о том, что дети неудовлетворены своим эмоциональным положением, нуждаются в доброжелательном внимании взрослых, а также играх с другими детьми.

Важно обращать внимание на то, чем занята семья на изображении. Если у них общее дело — значит климат в семье благоприятный. Еще важно то, на каком расстоянии друг от друга находятся фигуры. Если ребенок нарисовал себя на удалении от других членов семьи, то и психологически он чувствует изолированность от них. Если в семье есть проблемы с общением, то родные могут быть разделены перегородками, или находятся в разных комнатах.

Размер фигуры говорит о том, насколько большое место она занимает в жизни семьи. Если ребенок не изображает на рисунке самого себя, это может значить, что он чувствует одиночество в семье. Это серьезный повод задуматься о том, какие там царят взаимоотношения. Если фигуры изображены плотно, перекрывают друг друга, значит, либо что в семье тесные взаимоотношения, либо что ребенок в них нуждается.

Может показаться, что расшифровать детский рисунок несложно, однако есть много нюансов и взаимосвязей, на которые нужно обращать внимание. Когда взрослый смотрит на изображение, он оценивает его с высоты своего возраста и опыта, на это тоже нужно делать поправку. Если что-то настораживает, обратитесь с рисунком к специалисту, он обязательно вам поможет.

Это интересно
Load...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>