Перинатальная психология: основы, базовые матрицы

perinatal

Перинатальная психология — это раздел психологии, который занимается изучением условий становления и развития психики ребенка, находящегося в материнской утробе или недавно родившегося.

Перинатальная психология — модное и новое направление в психологии, существующее около 30 лет и интенсивно развивающее в цивилизованных странах.

Перинатальный период жизни ребенка, согласно медицинской науке, охватывает время внутриутробной жизни с 22 недель беременности и  28 дней после рождения.

Слово «перинатальный» переводится с латинского следующим образом: peri — вокруг, около, natalis — относящийся к рождению.

Таким образом, перинатальную психологию можно обозначить как науку о психической жизни нерожденного малыша и недавно родившегося. Например, в Японии и Китае началом жизни ребенка считается не время его рождения, а момент зачатия. И в этом есть глубинный сакральный смысл.

Издавна беременные женщины обращали внимание на тот факт, что их ребенок реагирует на их настроение, чувства и мысли. Изменяет свое поведение в животике, темп и характер движений, начинает пинаться. Сейчас учеными доказана связь между малышом и его мамой, начиная с периода внутриутробной жизни.

То есть вся информация, которую черпает малыш, находясь в животике мамы, а также во время своего рождения и непосредственно после родов, глубинно оседает в закоулках его памяти. Плюсуясь с генетической, эта информация оказывает влияние на формирование поведенческих и психологических характеристик взрослого человека, накладывая сильный отпечаток на его судьбу.

Основы перинатальной психологии

В основе перинатальной психологии 2 базовых постулата:
1. У ребенка в утробе матери (плода) уже есть психическая жизнь!
2. У плода и новорожденного существуют механизмы долговременной памяти. Напомним, что плодом называют ребенка в течение 4 недель после его рождения.

Перинатальная психология занимается изучением психической жизни ребенка в период его внутриутробной жизни, в момент родов и сразу после рождения, а также (что немаловажно) ее влиянием на формирование малыша как личности.

Это раздел психологии, предмет которой — тесная взаимосвязь между плодом и новорожденным с психическим состоянием его матери, а также влияние психической жизни мамы на ее малыша.

Изучением этой сферы занимаются целый ряд специалистов из разных областей медицины: педиатры, акушеры, педагоги, психотерапевты и, конечно, психологи.

Психология перинатального развития ребенка

Считается, что малыш сохраняет в долговременной памяти все ситуации, события, которые происходят с ним и с его мамой в период беременности, во время родов и сразу непосредственно после рождения. Эти события записываются в подсознание малыша, участвуют в его формировании и влияют на закладку его психических и поведенческих особенностей как взрослого человека.

Научно доказано, что главное свое влияние события перинатальной жизни ребенка оказывают на:
1. характер поведения человека в экстремальные и критические периоды его жизни: сильный стресс, брак, развод, серьезное заболевание, смерть близких и т.д.
2. на стремление человека к острым ощущениям, экстремальным видам спорта, к азартным играм, отношение к службе в вооруженных силах, отношение с сексу.

Перинатальная психология: матрицы

Основателем перинатальной психологии считается Станислав Гроф, который предложил теорию перинатальных матриц. И по сей день его теория  активно изучается и пересматривается учеными и его последователями.

Согласно теории Грофа, все события перинатальной жизни ребенка записываются в подсознании в виде клише. Эти клише он назвал матрицами. Матрицы соответствуют периоду беременности (внутриутробная жизнь плода), моменту родов и периоду непосредственно после рождения.

Первая матрица — Матрица наивности. Она соответствует временному интервалу беременности до начала самих родов. Моментом ее формирования одни исследователи считают образование корковых структур мозга плода (это 22-24 неделя беременности), другие — момент самого зачатия.

Матрица наивности определяет потенциал человека, который он может реализовать в своей жизни, и его способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни (то есть способность к адаптации). Давно замечено, что при здоровом протекании беременности и у желанных доношенных детей этот жизненный потенциал больше (его еще называют базовым психическим потенциалом).

Вторая базовая матрица — Матрица Жертвы образуется со времени начала родов до момента раскрытия шейки матки. В этот период малыш ощущает схватки, но «выход» для него еще закрыт. Частично регуляция частоты схваток и самих родов осуществляется самим ребенком, точнее, выбросом его собственных гормонов в кровеносную систему мамы через сосуды плаценты.

Если возникает угроза появления гипоксии в родах, ребенок способен при помощи гормональной регуляции притормозить частоту схваток и приостановить на время сам процесс родов. Это позволит ему «набраться сил» или, как говорят медики, перейти в состояние компенсации.

Поэтому с точки зрения перинатальной психологии, родовая стимуляция грубо вмешивается в процесс родов, который должен регулироваться гормональной системой матери и ребенка. Происходит искажение естественного взаимодействия мамы и малыша и образуется матрица Жертвы.

Кроме того, страх матери перед самим процессом родов приводит к выбросу в ее кровоток стрессовых гормонов, что вызывает сужение сосудов плаценты и приводит к кислородному голоданию плода. И также формируется патологическая матрица Жертвы. Подобный процесс происходит и при экстренном оперативном вмешательстве в родах — кесаревом сечении.

Третья матрица — Матрица борьбы образуется в конце раскрытия шейки матки и до момента самого появления малыша на свет. Эта матрица оказывает влияние на дальнейшее поведение человека в плане принятия решений. Какую позицию он займет, активную, или будет выжидать. От его решения в этот момент будет зависеть очень многое, такой результат он и получит в жизни.

В этом периоде родов очень многое зависит от правильного поведения мамы. Если мама активно помогала себе и малышу появиться на свет, активно принимала участие в потужном периоде, ребенок ощущает ее Любовь, Заботу, Участие.

И в дальнейшем по жизни, будучи взрослым человеком, он будет адекватно реагировать на все происходящие с ним события, будет использовать предоставленные возможности, вовремя принимать нужные и правильные решения. Он не станет пассивным наблюдателем своей жизни.

Поэтому, вероятно, при кесаревом сечении, когда малыша извлекают из родовых путей женщины врачи, матрица Борьбы не формируется.

Четвертая базовая матрица — матрица Свободы. Сроки ее появления спорны. Считается, что она формируется в момент появления малыша на свет, а заканчивается ее образование по одним данным — после первых 7 дней жизни, по другим — после первого месяца жизни. Либо она формируется и переоценивается человеком на протяжении всей его жизни.

То есть человек периодически изменяет свое мнение о свободе, пересматривает его, переоценивает свои собственные силы, свой жизненный потенциал, учитывая способ своего появления на свет.

Если ребенка отнимают от матери в первые часы-дни после его появления на свет, то во взрослой жизни он может рассматривать свободу и независимость как тяжкую ношу, будет мечтать о возвращении в матрицу наивности, к материнскую утробу.

Существует мнение, что грудное вскармливание малыша до года, полноценный уход, материнская Любовь, тепло и забота могут значительно нивелировать влияние патологических матриц на жизнь человека и его Судьбу.

Поэтому, будущие мамочки, помните одну простую истину: Судьба вашего малыша закладывается еще в вашей утробе. И только вам делать выбор, как провести свою беременности, какие эмоции испытывать, какие событие привлекать и как на них реагировать.

Под редакцией Марины Белой.

Читайте также:

Дети и наших травмах и комплексах.

Должны ли дети что-то родителям?

Почему болеют наши дети? Психосоматические причины детских болезней!

Как рождение ребенка меняет карму родителей?

Как воспитывать сына?

Как вырастить ребенка счастливым?

Это интересно
Load...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>